Журналисту SportNews удалось пообщаться с украинским теннисистом Сергеем Стаховским, причем не только о теннисе.
Ты являешься страстным болельщиком “Динамо” уже долгие годы. Даже сейчас мы записываем интервью во время трансляции матча. Что можешь сказать о нынешнем состоянии киевлян?
– Я переживаю за команду, люблю ее, хочу чтобы она всегда побеждала, но понимаю, чтобы иногда, возможно, было бы и лучше. Но вот сейчас я прекрасно понимаю, что на второе место “Заря” заслуживает.
То есть ты хочешь сказать, что по результатам и итогам сезона “Динамо” не наиграло на второе место (интервью записывали во время матча Динамо с Зарей)?
– Нет, они должны занимать второе место. Но лучше сказать, что должна занимать второе место та команда, которая наберет столько очков, сколько будет достаточно чтобы его занимать. Просто, дело в том, что “Заря” показывала более результативный футбол в течение сезона и она некоторое время имела определенный отрыв, но где что-то пошло не так. Это было бы прикольно. Потому что, насколько я понимаю, за всю историю “Динамо” только дважды занимало в чемпионате не первые две ступени. Это, блин, только дважды. Это было бы очень исторически.
Тебе не кажется, что в последнее время “Динамо” любит по ходу сезона само себе создавать проблемы, а потом в конце их героически решать?
– Играет команда, играют игроки. Здесь много нюансов относительно того как они играют и кто их тренирует и как это оценивает клуб. Там очень много вопросов по всем этим вещах. Я посмотрел этот фантастический фильм Романа Бебеха “Неизвестное Динамо” – честно, я бы такое не выкладывал в сеть. Я не считаю, что эта работа как-то подняла имидж “Динамо” в глазах зрителей или фанатов или даже футболистов-легионеров, которые возможно хотели в будущем играть в “Динамо”. Бебех показал внутреннюю кухню, в которой многое нехорошо. Да, конечно, это был Хацкевич, он уже ушел, но системно ты там видишь, что что-то не так. Я не футболист, я просто сравниваю, что я вижу здесь в Венгрии и там в Динамо, и в сравнении – это большая разница.
Какие сейчас основные проблемы в “Динамо”?
– Честно говоря, я думаю, что это – руководство и менеджмент. Не было создано прочной системы. Там неплохие игроки, реально. С такими исполнителями нужно спокойно конкурировать с “Шахтером”. Но из-за того, что нет системы – идет не все хорошо. В футболе как и в теннисе – каждая маленькая деталь играет важную роль то в начале сезона, то в середине или в конце. Каждая деталь составляет вот этот пазл под названием “результат”. Иногда ты можешь делать все правильно, но результат будет отрицательный, но от себя ты знаешь – что ты сделал максимум, ты отдал от себя все. А когда ты начинаешь думать, что там можно было сделать вот так, а там еще как-то – то вот в таких случаях появляется неуверенность, ведь можно было сделать и иначе. Из-за таких вещей неуверенность передается и на футболистов. Игроки затем тоже начинают выпадать. Футбол, как теннис – в начале матча счет 0:0. Кто выиграет неизвестно и проиграть можно неизвестно кому. Но очень важный вот этот системный подход. Я не буду говорить, что я не люблю “Шахтер”, я просто за них не болею. Только кроме матчей, когда они не играют в еврокубках – я поддерживаю все украинские клубы в еврокубках, они борются за коэффициенты. Но я не могу не уважать систему “Шахтера”, какой они ее создали и как она сейчас работает. Если бы “Динамо” было способно сделать что-то подобное то “Динамо” было бы гораздо успешнее. При этом киевляне сейчас на одну-две головы в этом плане ниже “горняков”.
Нужен “Динамо” сейчас иностранный тренер? Можно и дальше назначать людей с так называемым “динамовским” сердцем или возможен отечественный тренер, который не имел отношения к “Динамо”?
– Я считаю, что нам нужен тренер, который будет иметь возможность делать так, как это лучше именно для команды. А не человек, который под давлением будет делать то, что хочет руководство или другие люди сверху. В этом главная проблема, по моему мнению. Но повторюсь, я теннисист и это мое мнение. Оно не является профессиональным, его легко можно обжаловать и рассказать свое мнение. Но я считаю, что “Динамо” нужен тренер, который будет независимым.
Когда зародилась любовь к футболу и к “Динамо” как клубу?
– Еще в 1992-1993 году, сейчас не вспомню точно, мой дедушка повел меня на футбол, именно на матч “Динамо”. Кажется, это был дебютный матч Шовковского. И как-то оно так пошло. Потом мне очень везло, когда я играл в теннис на кортах “Динамо” и побеждал. Сам дедушка в свое время, который привел меня на футбол, он играл с Лобановским в одной команде в КПИ, он и был знаком с некоторыми руководителями и тогдашним функционерами клуба. Так все и зарождалось – “Динамо”, Лобановский, Шевченко и Ребров. За всем этим тогда не могли не следить. Когда я был в Киеве я всегда старался находить время пойти поболеть, поддержать команду, имею свой шарфик в автомобиле. Это выражение “Одна жизнь – одна команда”, я к нему отношусь очень серьезно. Как и для всех болельщиков, мне очень приятно, когда клуб побеждает, очень обидно, когда проигрывает. Но от этого мое отношение к команде не меняется.
Я знаю историю, когда ты был в туре в Италии и уехал с турнира ради матча “Динамо”, которое тогда играло в еврокубках неподалеку?
– Да, это было в Неаполе, “Динамо” играло с “Наполи” (23.11.2016 года, матч Лиги Чемпионов, 0:0, – ред). Это было действительно прикольно. Я играл в Брешии, и решил поехать, почему бы нет! Тогда, как раз Ребров был тренером, команда демонстрировала хороший футбол. Сергей Станиславович мне тогда говорит – “если ты где-то рядом, ты приезжай”. Мы с женой на арендованной машине сели и поехали. Тем более, я в Италии на футбол ходил только в Милане. А здесь Неаполь. Весь город перекрыт, всюду полицейские. Приехали в город, в гостинице, где жила команда, забрали билеты и поехали на стадион. Где-то посреди города решили спросить у полиции, как доехать до арены. У нас спросили билеты, увидели, что на них написано, что наши места в фан-секторе “Динамо”. Полицейский посоветовал билеты никому не показывать и чтобы мы безопасно добрались до стадиона предложил нас сопровождать. Сопроводили, запарковали. Пересадили нас в свою машину и довезли до трибуны, чтобы никто не задел нас по дороге к сектору. Ведь мы были “нарядные”, идем же на футбол! Только попали в чашу – я понял, это котел, дурдом. Болельщики очень горячие. Сектор хоть и закрытый, но со всех сторон окружен болельщиками. Жена шутя говорит, давай может поедем раньше отсюда?! И честно говоря, за 10-ть минут до конца мы поехали. Я не очень уверенно себя чувствовал в Неаполе, еще и жена рядом.
Что можешь сказать об уровне болельщиков, если сравнить “Ференцварош” и “Динамо”?
– У “Ференцвароша” фан-сектор сильнее динамовского. Но сильнее по численности. В Венгрии на секторе стоит до семи тысяч фанов, и там 90-то минут одни перфомансы. Они ни на минуту не останавливаются, атмосфера очень динамичная. Я только могу представить, какие эмоции игроки испытывают на поле.
Есть ли какие-то мысли, кто возможно покинет команду летом? Кого нужно удержать?
– Я не могу сказать, кого “Динамо” будет отпускать, а кого покупать. Футбольная тема трансферов – как это все выдумывается, обсуждается со всех сторон, которых не существует – это очень специфично. Иногда и наши журналисты придумывают и пишут такие вещи, вообще не понимаешь, откуда оно берется. Если этим летом уйдут Цыганков и Миколенко – трудно представить, что будет без этих ребят. Если Вербич – тоже. По Миколенко может быть пристальное внимание со стороны клубов, ведь в “Динамо” всегда были топовые защитники. Возьмем того же Хачериди, который в свое время играл на очень высоком уровне. А мог сыграть и еще выше. Тот же самый Каха Каладзе, Олег Лужный – люди, которые тянули оборону на себе.
При общении с Ребровым, как часто общаетесь о “Динамо”, обсуждаете новости?
– Он и сейчас очень сильно переживает за команду, следит за игрой, за командой. С кем-то, думаю, из футболистов общается. Он перестал тренировать “Динамо”, но он не перестал за ними следить. Вообще, со стороны болельщика – я бы очень хотел, чтобы он вернулся в клуб в качестве главного тренера. Но со стороны друга-кума, я ему этого не желаю. Я хочу, чтобы он в третий раз подряд стал чемпионом с “Ференцварошем” и возглавил какой-то более сильный футбольный клуб в Европе. Я хочу, чтобы Сергей Ребров развивался и достигал новых целей с европейскими клубами в топ-чемпионатах. Но, как болельщик, все равно хочу, чтобы он вернулся. Но он вернется, только в том случае, если руководство даст ему определенный карт-бланш и не будет давить и внимательно следить за его работой.
Как быстро продадут Цыганкова? Или его будут держать долго, как Ярмоленко в свое время?
– Если Цыганкова будут так долго “мариновать”, то и он будет играть в Европе так, как Ярмоленко. Сейчас Виктор – лидер, если бы его не было, и не забил бы он столько – оказалось бы “Динамо” на втором месте? Вряд ли. Его нужно отпускать в Европу, но нужно ему найти равноценную замену. Нужно дать больше времени зарекомендовать себя тому же Цитаишвили, который может быть не хуже Цыганкова.
Что сейчас происходит в теннисном жизни Сергея Стаховского? Когда ждать выхода на корты и что известно о турнирах вообще сейчас?
– Сейчас нет никаких крупных соревнований. Вашингтон под большой угрозой, неизвестно состоятся ли он, но и я в принципе в Америку не планировал ехать.
От 17 июля, в общем, уже планируется серия челленджей – каждый две-три недели они будут в Европе и один в США. Это сейчас выглядит более реалистично. US Open – тоже под вопросом. Я планирую ехать в Чехию и там играть челенджи. Пока так.
Хочется уже быстрее вернуться к турнирам?
– Хочется, но мне нужно уже сейчас немножко более серьезно относиться к делу и тренироваться. Потому что когда ты приезжаешь с нуля и играешь соревнования, и кто-то там лучше подготовлен, начинаешь неуверенно чувствовать себя, а в моем возрасте – это не очень хорошее состояние. Надо готовиться.
Сколько еще Сергей Стаховский планирует выходить на корт?
– Сергей Стаховский в идеальных реалиях планирует закончить карьеру на Олимпийских играх. Это мне не удалось. Хотел закончить на Уимблдоне – не удалось. Хотел в кубке Дэвиса с Израилем – не удалось. Реально, этот год он не прибавляет мне каких-то лет в туре, потому что я реально чувствую сейчас более спокойный ритм. Я понимаю молодых игроков, которые много тренируются, мне уже какой-то конкретной конкуренции нельзя им создать. Когда ты молод – ты готов тренироваться, 3-4-5-6 месяцев без мнимых целей и соревнований. Сейчас это гораздо сложнее, потому что мне уже, если хорошо потренироваться, осталось год-два. Поэтому вот сейчас именно с этим есть определенные проблемы. Я не могу заставить делать то, что должен. Я в голове понимаю, что мне надо гораздо больше, но там дети – отвезти, завезти, и профессиональный фокус уже теряется. Но, я надеюсь, что мне удастся его наладить, чтобы быть более в профессиональных рамках. Когда у тебя сейчас трое детей – держаться трудно. Потому что когда ты постоянно на соревнованиях – ты домой приехал, наигрался с детьми несколько дней, ты постоянно в движении, в форме. В целом, надо уже заставлять себя нормально готовиться.
Тем не менее, сыграть на Олимпийских играх план остается?
– Для меня всегда было такой мечтой закончить на этих соревнованиях. Буду надеяться, что это удастся. Понимаю, что все в жизни кончается, к сожалению. Конечно, не хочется от тенниса отходить. Я бы вообще был очень рад, если бы я не ушел, а меня подвинули. Молодые игроки бы отодвинули меня от Сборной, отодвинули даже с той позиции в международной классификации. Но, к сожалению, в Украине сейчас мы не в состоянии подготовить для этого ресурсы.
Ты понимаешь, что мужской теннис не движется в Украине сейчас? Откуда взяться новым молодым именам?
– Я думаю, что какие-то толчки все-таки есть. Просто есть много молодежи, которой я не знаю. Вот пример. Недавно был кубок Украины. В финале играли Владислав Манафов и Иван Сергеев. Иван Сергеев – это очень известная в теннисе личность, играл во втором круге квалификации на Аustralian Оpen, высоко поднимался в рейтинге ATP. Ему там уже сейчас немного за 30-ть лет. Последних 6-8 лет он профессионально не играет из-за травмы, поэтому он пошел в спортивный покер. И вот он играет в финале Кубка Украины. А молодых новых имен нет. Это же о чем-то говорит. Нужно постоянно подключать молодых, создавать им конкуренцию. Сейчас я знаю, есть молодой украинец Александр Пономарь, который зимой выиграл во Франции престижный турнир Les Petit As. Он играет левой – это очень круто, он худощавый, потенциально он очень крутой материал для работы на будущее. Но вестись работа должна постоянно. Ему сейчас 14-ть лет, и его сейчас надо не потерять. Ведь за следующие четыре года он должен выйти на рубеж взрослого мужского тенниса. Я надеюсь, что ему удастся. Много молодых игроков есть, но мало финансирования.
Капитан мужской сборной на матчи постоянно пытается привлечь одного-двух молодых игроков. Как атмосфера в сборной, есть дедовщина?
– Никакой дедовщины. У нас дружная команда, в ней каждый поддержит. Конечно, когда приходят молодые игроки, они могут быть не привыкшими к тому, что над ним кто-то может пошутить, но это хорошие шутки.
Все все понимают, на моей памяти не было никаких проблем.